Эссе

Моя педагогическая философия

  Понимание себя – начало мудрости.(Джидду Кришнамурти, индийский духовный учитель)

Ошибку понять можно. Отказ постоянно учиться —  нельзя.                                             (Фил Кросби, американский предприниматель)

 

Золотой осенний день в Новокузнецке. И я решаю пойти погулять в любимый с детства  Сад металлургов, полюбоваться красками природы и подумать, пофилософствовать о многом. Ведь совсем скоро меня ждет профессиональный конкурс, и нужно осмыслить свою  работу, понять еще раз свое предназначение и окунуться в воспоминания.

Нет такого человека, кто бы ни видел фильм «Доживем до понедельника» и не запомнил представление о счастье ученика десятого класса. «Счастье – это когда тебя понимают».  Эта фраза работает в семейной жизни, в кругу близких и друзей, коллег по работе. Моё профессиональное счастье и понимание огромной важности выбранной мной работы  пришло с некоторым опытом. Почему же все-таки я решила стать учителем? И не просто учителем, а учителем-логопедом?   «Понимание означает изучение и  сознательное принятие того бремени, которое возложил на нас наш век» — какое мудрое послание от философа Ханны Арендт.

В настоящее время усилился интерес к исследованию многообразных тенденций развития современных детей, детей нового поколения, новой технологической эры.

Ребенок 21 века не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим: одаренным; цифровым, с особенностями в развитии.

И все-таки, где мои истоки прихода в профессию? Они лежат на поверхности и очень понятны. Ещё не родившись,  я слышала доносившиеся до меня звуки, сказки о весёлом язычке, улыбке, послушном ветерке, который прорывался сквозь плотный заборчик, все это буквально вошло в моё сознание, как говорится, с молоком матери,  потому что моя мама, Шихова Ирина Викторовна, учитель-логопед, проработавшая более 30 лет с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения.                                                                 

Помню своё детство, связанное с этой многогранной профессией. Практически все игрушки, книжки не задерживались у меня надолго, они незаметно переходили в более «надёжные» руки маминых воспитанников.  Я, конечно, очень переживала по безвозвратному уходу своих зайцев и мишек, но уже тогда понимала, что маме и  «деткам» они тоже важны и нужны. И часто играла своими игрушками в мамином кабинете, представляла, как я учу детей красиво и правильно говорить.

И вот настал тот миг, когда я – дипломированный специалист, пришла на работу в дошкольное учреждение! Ура!  20 ребят, 40 глазёнок и 40 ушей! И моя непоколебимая уверенность – я знаю, как надо работать!

Но один случай из практики заставил меня задуматься: а на своем ли я месте? Учитель-логопед — моё ли это профессиональное предназначение?

Занималась я с мальчиком, и никак у него звук  «р» не получался. Я его и специальным упражнениям учила, и зондовый массаж делала, не «идёт» звук. Руки мои опустились, думаю: «Ничего не получается, трудно, устала, может зря в эту профессию пришла?». И как-то интуитивно взяла его речевую карту, а там, в графе «Мать» прочерк стоит. Не было у Мити мамы, отец один его воспитывал. Так мне не по себе стало, стыдно от того, что себя пожалела. Взяла его на очередное занятие, игрушку — машинку принесла, подарила, а он, в благодарность, обнял меня, зашептал на ухо «спасибо!» и … зарычал: РРРР….! Сразу все мои страхи улетучились, поняла, что я — на своём месте!                                                       

После этой истории мне стала понятна мысль английской писательницы  Айрис Мёрдок: « Детская беда безгранична – сколь немногие даже теперь понимают это. Отчаяние у взрослого, пожалуй, несравнимо с отчаянием ребенка».                         

Со временем у  меня появились свои ключевые слова к профессии: профессионализм, глубокое понимание психологии ребенка с ограниченными возможностями здоровья и постоянный, творческий, живой  поиск новых технологий и приемов  работы. После окончания  Педагогической академии, я продолжила  учёбу в  магистратуре. Совершенствую знания на курсах повышения квалификации, встречаюсь с учителями-логопедами-практиками города.  Кредо моей  жизни — все-таки понимание. Оно  рождает любовь, милосердие, помогает добиваться успехов в любимом деле. У своей мамы я научилась многому. Соглашаясь с выбором  моей профессии, она сказала: «Ты будешь счастливой, если полюбишь свою работу».  Коллеги, ведь она  права?