Опыт работы

Использование индивидуального подхода в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР с учетом разных типов восприятия.

Социальный запрос современного общества, обращенный к гармонически развитой личности, способной свободно общаться, приобретая и реализуя полученные знания, не случайно обращен в сферу дошкольного образования.

С учетом требований ФГОС ДО учитываются индивидуальные потребности ребенка, определяющие особые условия получения им образования. ( ФГОС I  1.3.) Одним из приоритетных направлений дошкольного образования  является речевое развитие.

Проблема речевого развития на сегодняшний день очень актуальна. Согласно  итоговому мониторингу   учителей – логопедов Куйбышевского района г. Новокузнецка за последние три года  более 90% детей старшего возраста в ДОУ с  нарушением речи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на поиск новых эффективных психолого-педагогических путей максимального преодоления речевых дефектов.

Чтобы успешно вести обучение, учителю-логопеду необходимо знать не только особенности речевых нарушений, но и основные психологические характеристики воспитанников.

Исследования Б.М. Гриншпун, Р.Е. Левиной, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, посвящены разработкам методов коррекции речевых недостатков, подчеркивающие необходимость опоры на различные анализаторы: зрительный, речеслуховой, тактильно-кинестетический.

Цель: поиск путей повышения эффективности логопедической   коррекции

посредством учета доминирующего  типа восприятия у дошкольников с ТНР.

В работе решаются следующие  задачи.

  1. Определить  речевые критерии  к разным  типа восприятия у дошкольника с тяжелыми нарушениями речи.
  2. Подобрать индивидуальные коррекционно-развивающие приемы с учетом речевого нарушения и преобладающего типа восприятия у  ребенка.
  3. Провести мониторинг в системе комплексной логопедической диагностики.

Работа опирается на общедидактические и специфические принципы.

Общедидактические принципы: индивидуальный подход, наглядность, доступность, сознательность.

Специфические принципы: учета личности ребенка, системности, комплексности, развития, результативности, обходного пути, системно — деятельностного подхода.

В традиционном логопедическом обследовании детей дошкольного возраста с нарушением речи, предполагается диагностика психологических особенностей, это составляющая имеет конкретную   диагностическую цель — определение причины нарушения речи.  В основу диагностических  критериев, для определения типа  восприятия  учителем-логопедом у ребенка с ТНР  положены  речевые параметры.

Дети – аудиалы познают окружающий мир через звуки, они раньше других начинают говорить, имеют достаточный словарный запас, до мельчайших подробностей помнят, кто, что, где, когда и как сказал; с легкостью запоминают имена и с такой же легкостью забывают лица. Эти дети любят слушать музыку, аудиозапись сказок, вести разговоры, что-то обсуждать, доказывать, умеют убеждать и уговаривать, очень общительны, могут придумывать различные истории и игры (при этом сами не любят участвовать в подвижных играх), часто употребляют слова: послушайте, слышишь, шумно, тихо. С легкостью запоминают то, что слышат,  легко отвлекаются на звуки.

С детьми  аудиального типа восприятия учитель-логопед  применяет  разные способы воздействия: разговаривая с ребенком,  использует голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость, предлагает комментировать то, что он делает, просит  повторять материал  вслух. Для концентрации внимания включает   музыкальные произведения Баха  и  Вивальди, не делает замечания, когда ребёнок в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами. Чтобы успокоить ребенка-аудиала  сказать шепотом «ш-ш-ш», «тише».

Дети – визуалы — больше полагаются на зрительные ощущения. Быстро запоминают качество предмета: цвет, форму, размер, им неприятен близкий контакт, охотно говорят на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Эти дети  любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы, их занятия и игры основаны на взаимодействии глаз и рук. Они предпочитают рассматривать картинки, а не слушать произведение, думают образами, имеют бурную фантазию, внимание их устойчивое, небольшой шум не мешает, малоразговорчивы, поэтому необходимо уделять внимание развитию речи, коммуникабельности, физической координации.

Для речи таких детей характерно употребление слов: посмотрите, красивый, яркий, вы видели, как хорошо вы выглядите.

С детьми  визуального типа восприятия учитель-логопед  применяет  разные способы воздействия:  смена таблиц, наглядных материалов, цветных иллюстраций, схем, пиктограмм, показ мнемотаблиц,  мультимедийных презентаций.  Для привлечения внимания использует жесты, эмоции, не использует частицу «не», организует достаточное  личное, красиво оформленное, пространство. Разрешает  иметь под рукой листок, на котором дошкольник в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать.

Чтобы успокоить ребенка -визуала покачать головой, погрозить пальцем

У детей  — кинестетиков  познание мира происходит  с помощью прикосновений, движений, хорошо развита моторика, много двигаются, двигаясь, лучше запоминают, обычно начинают рано ходить, любят активные игры, им трудно  долго заниматься одним делом. В речи  огромное количество качественных прилагательных, часто используют слова: чувствую, ощущаю, холодно, жарко, мягко, больно.  С  трудом концентрируют внимание и легко отвлекаются, помнят общее впечатление,  им требуется  больше времени, чтобы прочувствовать решение.  В речи делают более продолжительные паузы между фразами, часто используют эмболофразии «ммм», «эээ», «нууу». Во время этих пауз прислушиваются к своим ощущениям, любят прикасаться к людям и вещам, часто во время разговора вертят в руках мелкие предметы.

С детьми кинестетического типа восприятия учитель-логопед  применяет : логоритмические,  кинезиологические упражнения, элементы театрализованной деятельности, не заставляет  сидеть долгое время неподвижно, даёт возможность моторной разрядки (походить, встать и попрыгать). Продолжительность усвоения информации более длительно, педагог должен иметь терпение и выдержку, речь должна быть медленной. После изучения тем оставляет наглядные материалы перед глазами.

Чтобы успокоить ребенка – кинестетика  положить руку на плечо.

Дети-дискреты  с нарушением речи   в дошкольном возрасте не встречаются.

Учитывая диагностические данные педагога-психолога,  в задачу которого входит определение типа восприятия у дошкольника, учитель-логопед составляет  рабочую программу, в которой предусматривается не только формирование речевых компонентов, но и  совершенствование психических процессов.

Решая одни и те же коррекционные задачи, учитель- логопед может дифференцировать методы и приемы подачи информации в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. Сравнительный анализ  сформированности всех речевых компонентов  показал: в 2017г-высокий уровень 85%, средний уровень-15%, 2019г- высокий уровень 97%, средни-3%.Таким образом, знание особенностей восприятия информации детьми с речевыми нарушениями и дифференцированное использование методов и приёмов подачи  материала является для учителя-логопеда одним из путей эффективности  коррекционного обучения.

Литература:

  1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер с англ. Юлии Даре]. — М.:Теревинф, 2010. — 279 с.
  2. Белозерцева, И.Н. Учет индивидуальных особенностей восприятия детей как фактор сохранения их здоровья и оптимизации учебного процесса [Текст] / И.Н. Белозерцева // Здоровьесберегающие технологии в образовании: наука и практика. — Иркутск: ИГУ, 2001. С. 33 — 40.
  3. Бернштейн, H.A. Очерки физиологии движений и физиологии активности [Текст] / H.A. Бернштейн. -М: Просвещение, 1977. — 176 с.
  4. Ванюхина, Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]: дис. канд. пед. наук: 13.00.03. / Г.А. Ванюхина -М.: РГБ, 2003.-203 с.
  5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. -М: Просвещение, 1988. — 144 с.
  6. Венгер, Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников [Текст] / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. -М., 1979. №5, С. 36-38.
  7. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. Т. 3. С 5 — 328.
  8. Гриншпун, Б.М. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. [Текст] / Б.М. Гриншпун, В.И. Селиверстов. // Дефектология — 1988.- № 3. С.12-15.
  9. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / J1.H. Ефи-менкова. — М.: Просвещение, 1981. — 112 с.
  10. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Текст] / Г.А. Каше — М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  11. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р И. Лалаева. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 224 с.
  12. Леонтьев, А.Н. Проблемы психологии восприятия [Текст] / А.Н. Леонтьев // Психологические исследования. -1976. — Вып. № 6. С. 142-154.

13 Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А.Р. Лурия. — М.- Академия , 2002 -384 с

  1. Филичева, Т.Б. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Дефектология. -1985. -№ 6. С.55- 62.